Конспект НОД (ОО «Развитие речи», обучение грамоте) в подготовительной группе «Буква Ц»

 

Тема:Буква Ц.

Цель:Знакомство с буквой Ц и звуком Ц.

Задачи:1. Познакомить с буквой Ц.

2. Учить соотносить букву со звуком Ц.

3. Упражнять в умении охарактеризовывать звук, давать ему соответствующую характеристику (глухой, твердый, согласный) .

4. Закреплять в умении находить и обозначать место звука в слове (начало, середина, конец) определенным символом; делить слова на слоги.

5. Развивать зрительное восприятие, мелку моторику рук, внимание, память.

6. Воспитывать усидчивость и выдержку.

Содержание образовательных областей:социализация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка) .

Оборудование:мольберт, буква Ц, простые карандаши, цветные карандаши (синие, красные, зеленые) ;карточки с заданиями, пластилин.

1. Организационный момент (на ковре) .

Воспитатель:-Ребята, сегодня мы с вами вспомним, какие бывают звуки, и поиграем в игры с ними, познакомимся с новой буквой, а какой, вы узнаете чуть позже.

-Какие бывают звуки?

Дети:-Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Воспитатель:-Верно. А сейчас послушайте загадки:

На шесте дворец

Во дворце певец (скворец)

Кто все пугается, под кустом спасается

Злому волку в зубы попадается (заяц)

Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

Дети:(отгадывают)

Воспитатель:-Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?

Дети:-Звук Ц.

Воспитатель:(предлагает повторить еще раз все слова-отгадки, но так, чтобы четко слышался звук Ц) .

2. Характеристика звука.

Воспитатель:-Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?

Дети:(отвечают) .

Воспитатель:-Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками) .Что является преградой воздуху (язык, зубы) .

А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?

Дети:-Нет.

Воспитатель:-Голос есть (нет) .Значит звук Ц какой (глухой) .

3. Знакомство с буквой Ц.

Воспитатель:(выставляет на мольберт букву Ц)

-А вы знаете, что на письме звук Ц обозначается буквой Ц. На что она похожа?

Дети:(предлагают свои варианты)

Воспитатель:-А про букву Ц есть маленькое стихотворение:

Ц-цепочка, украшение

Людям всем на загляденье.

-Давайте повторим вместе (повторяют 2 раза) .

4. Вылепливание буквы из пластилина.

Воспитатель:-Посмотрите из каких элементов состоит буква Ц? .

Дети:-Из палочек.

Воспитатель:-Сколько в ней элементов-палочек?

Дети:-Четыре.

Воспитатель:-Возьмите кусочек пластилина и вылепите букву Ц самостоятельно.

Дети:(выполняют задание)

5, Физкульт минутка"Цапля".

Воспитатель:-Сейчас вы будете не ребятами, а превратитесь в цаплю, которая поджидает на болоте лягушку. (выполнение движения в соответствии с текстом)

-Очень трудно так стоять

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться

За соседа не держаться.

6. Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель:-Ребята садитесь за столы, Возьмите карточки с заданиями, рассмотрите их и ответьте, что вы на них ведите?

Дети:(отвечают)

Воспитатель:-Первое задание на первой строчке: обозначьте место звука Ц кружочком (в начале, середине, конце слова) к каждому рисунку, простым карандашом.

Дети:(выполняют задание)

Воспитатель:Второе задание:на второй строчке поделите слова на слоги, которые я произнесу (борец. певица, продавец) .

-В какую группу можно объединить эти слова (профессии)

-Третье задание:на третье строчке зарисуйте букву Ц. И скажите, буква Ц, буква Ц какой может звук обозначать?

Дети:-Твердый.

Воспитатель:-Какой нарисуете кружок под буквой Ц?

Дети:-Синий.

7. Физкульт минутка на зрительное внимание"Зайчик убегает от волка"(дети водят глазками по нарисованному лабиринту) .

8. Словесно-игровые упражнения.

Игра"Доскажи слово".

Воспитатель:-Водит курица (цыплят)

У мамы на пальце (кольцо)

Растет на грядке зеленый (огурец)

Их ставят в вазу (цветы)

Воспитатель:-Вы слова досказали, а теперь придумайте с этими словами предложение.

Дети:(придумывают с этими словами предложение)

9. Игра"Отхлопай слово по слогам"(закрепление материала)

Воспитатель:-Я вам буду называть слова, а вы их должны будете от хлопать по слогам:танцор, кузнец, продавец, борец, певица.

10. Итог:(закрепление пройденного материала, на карточках) .

Воспитатель предлагает контрольное задание"Найди букву Ц и зачеркни