Развитие фонематического слуха

у детей 5-6 лет

Что такое фонематический слух? В отличие от музыкального, направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух  различает фонемы — частички слов, которые имеют смысловое содержание и обладают значением. В русском языке фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Детям нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова — суффиксов, префиксов и т. д.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам  родного языка.

Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.

Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.

Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами — своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Конечно, работа по формированию фонематического слуха должна начинаться с того, чтобы  научить ребенка  слушать и слышать.

Поэтому работу надо начать с развития слухового внимания.

Приведу несколько примеров:

1.отгадай,что звучит
Нужно показать ребенку, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, как звучит погремушка, какой звук издает барабан,). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

2.  Поговорим как можно тише.
Ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, должен услышать и понять то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша похлопать). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

3.  Посмотри и угадай, кто говорит
Покажите изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

4.  Угадай, где звонит.
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Далее проводится работа по формированию фонематического слуха.
1. Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: МАК, ДОМ, КОМ - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

3. 

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова

КРОТ.
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы м, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

4. Звуки по кругу.
(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).

Материал: автобус с 3 окошечками, каждое окошечко соответствует:
началу слова,  середине слова, концу слова.
Дети по очереди выбирают картинку(игрушку). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. И  кладет игрушку (карточку) под соответствующее окошечко.
звуки потерялись
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [к][о] - ко; [к][о][т] - кот.

Данные упражнения могут быть применены в работе с детьми, имеющими как простой, так и сложный речевой диагноз.

Скачать
Дидактические игры для развития фонемати
Microsoft Word документ 16.5 KB